Архитектурные детали табасаранской архитектуры середины XIX в. – законченное произведение искусства
Расцвет народной табасаранской архитектуры в середине XIX в. был связан с большим строительством, развернувшимся в это время в аулах Дагестана. Это строительство было вызвано окончанием длительной войны в Дагестане, во время которой было разрушено или пришло в ветхость большое количество зданий. Поэтому именно в это время в аулах строится много жилых домов, хозяйственных построек и других сооружений. Если к середине XIX в.
в табасаранских селениях был выработан общий тип жилого дом; то расцвет народной архитектуры и, в частности искусства художественной обработки дерева, падает на вторую половину XIX в. В отличие, например, от лезгинской народной архитектуры, где основными деревянными архитектурно-художественными элементами фасада жилого дома XIX в. были столбики лоджий и консоли карниза, в табасаранской народной архитектуре такими элементами являлись широкие поля массивных коробок окон и дверей.
Это различие зависело не только от того, что наиболее распространенным типом табасаранского жилого дома был дом без лоджии, а у лезгин — дом с лоджией, но и от того, что в районах, населенных табасаранами, строительный лес имелся в изобилии. Поэтому табасаранские народные мастера имели возможность делать оконные и дверные коробки любой ширины, покрывая их сплошным ковром резьбы, тогда как лезгинские мастера при строительстве жилых домов в горных районах, где ощущался острый недостаток строительного леса, могли употреблять дерево лишь в самых необходимых в конструктивном отношении местах.
То обстоятельство, что фасад табасаранского жилого дома имел в изобилии широкие деревянные плоскости, которые можно было покрывать орнаментальной резьбой, способствовало выработке в табасаранской народной архитектуре иного подхода к художественной обработке деревянных архитектурных деталей.
Дагестанской и, в частности, табасаранской народной архитектуре свойственна та особенность, что все архитектурно-художественные детали как фасада, так и интерьера, органически входя в общую композицию всего здания, являются одновременно вполне законченными произведениями народного искусства, не теряющими своей художественной выразительности даже при рассматривании их отдельно. Это объясняется тем, что народное зодчество имело непосредственную связь с народным прикладным искусством.
Мастера-резчики по дереву, изготовляя ту или иную деревянную деталь фасада или интерьера, не только учитывали ее место среди других архитектурных элементов, но одновременно стремились сделать эту деталь совершенно законченным произведением своего искусства. Большое развитие получило в табасаранской архитектуре и искусство художественной обработки камня. Однако основной сферой применения этого искусства были мечети и каменные надгробные памятники. В архитектуре жилища середины XIX в. художественно обработанные камни встречались редко.
Лишь позднее резные каменные детали стали чаще находить применение в архитектуре фасадов жилых домов. В конце XIX в. намечается общий упадок искусства художественной обработки дерева, а в начале XX в. деревянная резьба почти полностью исчезает из табасаранской народной архитектуры. Причиной этого явления надо считать влияние городской капиталистической культуры, которая с конца XIX в. все более и более проникала в предгорные и горные районы Дагестана. (По книге С.О.Хан-Магомедова, Г.Н.Любимовой «Табасаранская архитектура).