Единый оборонительный комплекс башен села Гоор Шамильского района
В старину селение Гоор входило в состав Гидатлинского общества. Временами Гоор выходил из состава Гидатлинского общества и играл самостоятельную роль. Имеются сведения, что какое-то время Гоор находился в союзнических отношениях с Телетлинским обществом. По свидетельствам жителей Гоора, в старину в селе насчитывалось семь башен, к ним примыкали жилые двухэтажные дома. Массивные и высокие стены этих домов связывали башни в единый оборонительный комплекс. Архитектура башен и остатков жилых домов старинного Гоора величественна и сурова.
Башни строились с соблюдением зеркальной симметрии и пропорциональности всех частей постройки, в удивительной гармонии с окружающим ландшафтом. Это впечатляющий памятник трудной и героической жизни предков горцев. Здесь на камнях, вмонтированных в стены домов и башен, встречаются свидетельства иных культурных и, может быть, этнических связей в древнюю эпоху. Древние языческие знаки – кресты и свастики разнообразных видов встречаются на каждом шагу. В жилых домах примыкающих к башням, двери и окна, по рассказам наших информаторов, специально делались маленькими.
Двери на ночь запирались на засовы, а окна закрывали ставнями. Существует устойчивое предание, что между башнями поддерживалась связь по подземному ходу. Высота башен разная. Высота самой высокой, рухнувшей несколько лет назад, составляла 25 м. Высота уцелевших трех башен составляет примерно 15 – 20 м., сторона плана 5 х 5,5 м. Силуэты двух башен имеют резко выраженное сужение, которое является следствием не только утонения стен, но и их наклона внутрь.
Для осуществления этого требовалось большое мастерство каменщика, поскольку возвести наклонную стену, выдерживая угол наклона, довольно сложно. Сделан этот наклон для того, чтобы камни, сбрасываемые с плоской крыши башен, рикошетили, ударяясь об стену, и затем падали, поражая осаждающих в разных местах, которые нельзя предвидеть. На каждом этаже башен имелся в полу узкий люк для сообщения, которое осуществлялось по приставным лестницам. Судя по амбразурам, башни делились на пять – семь этажей. Венчания и перекрытия между этажами не сохранились ни в одной из уцелевших башен.
Все башни глухие, амбразуры умело замаскированы и снаружи едва заметны. Башни каждый тухум строил отдельно. В них хранились запасы пищи на длительный срок, по этой причине жители села могли выдержать любую длительную осаду. в сборнике адатов Гидатля вторая глава этого сборника называется «О разделе оставшейся после Кабтара земли между сыновьями Шамхала». Она гласит: «Из сыновей Шамхала у троих мать была жива, а у троих умерла. Когда Шамхал делил землю между сыновьями путем жеребьевки, жребий сыновей, у которых мать была жива, выпали раньше жребиев сыновей, у которых мать скончалась.
Благодаря ее хитрости первые получили лучшие земли, а именно: первому сыну досталась Урада, другому – Тидиб, а последнему – Гинта. На худшие земли пал жребий сыновей, мать которых умерла: первому из них досталась Хотода, другому – Гоор и последнему – Кахиб…». По рассказам старожилов, в местной мечети вплоть до 30-х годов прошлого века в мечети хранилась огромная книга, листы которой были выделаны из тонкой телячьей кожи. Книга представляла собой подлинную историю Гоора: в нее записывались все значимые события селения.
К сожалению, в годы воинствующего атеизма эта драгоценная книга была безвозвратно утеряна.