Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:

Поиск по сайту

Агентство по охране культурного наследия Республики Дагестан      Дагнаследие
Агентство по охране культурного наследия Республики Дагестан Дагнаследие
Мечети и минареты Южного Дагестана
18.11.2021
21 просмотров

Мечети и минареты Южного Дагестана имеют свои особенности, в том числе наиболее старыми эпиграфическими памятниками на арабском языке в виде камней в стенах сооружений. Селим Омарович Хан-Магомедов, советский и российский искусствовед, исследователь архитектуры народов Дагестана, в частности его южной части, приводит в своей книге «Рутульская архитектура» интересные факты, подробный анализ архитектурных особенностей сел Рутульского района.

Однотухумные малые аулы, объединяясь в один большой, образовывали, как правило, отдельные тесно застроенные кварта­лы со своей мечетью и местом для разговоров мужчин (ким). Собрания джамаатов происходили на киме или в мечети. Проникновение и закрепление ислама в горных районах Дагестана — это многовековая эпоха в истории народов «страны гор». Начавшись в середине VII века, процесс исламизации Дагестана в основном завершился лишь к XV в.

По мнению А.Шихсаидова, наиболее ранними памятниками арабской письменности в Дагестане были не региональные или одноаульные хроники, а эпиграфический материал, а основном это надписи на камнях. Не только в кладке мечетей и минаретов, но и в стенах многих домов есть камни с арабской надписью и датой (в мусульманском летоисчислении).

За многовековую историю строительства культовых сооружений в Дагес­тане выработался определенный тип мечети, варьируемый в зависимости от ее назначения (соборные мечети, квартальные мечети, мечети-родники, мечети на кладбищах), размеров и местных строительных традиций. Соборные мечети — это, как правило, древнейшие мечети аулов. В то же время именно эти мечети чаще перестраивались и расширялись, например, в связи с ростом числа жителей аула. Большая часть сохранившихся крупных мечетей капитально перестроена или построена в XVIII—XIX вв.

Однако есть и древние мечети, точная датировка многих из которых представляет большие трудности. В рутульских аулах выявлены и детально обмерены две крупные мечети — в Ихреке и Рутуле. Соборная мечеть в Ихреке, согласно местным преданиям, основана в период распространения ислама в Южном Дагестане. Мечети в Рутуле существовали, по-видимому, еще в XII веке. Во всяком случае, ислам в этом ауле в XII веке утвердился уже прочно, о чем свидетельствует надпись 545 года хиджры (1150 г.), сообщающая о строи­тельстве общежития для суфиев — ханака.

Обнаружены в Рутуле и две надписи, относящиеся к XIII веку, в которых сообщается о строительстве (или ремонте) мечети; на одной из них указана точная дата — 683 год хиджры (т.е. 1284 г.). В третьей надписи говорится о строительстве мечети в 910 году хиджры (1504—1505 гг.) Но в основном, строительство мечетей широко развернулось в XIX веке в связи с Кавказской войной. В аулах Южного Дагестана минареты были распространены в прошлом относительно широко, хотя здесь и не было выработано единого каноничес­кого типа минарета.

По конфигурации плана минареты Южного Дагестана делятся на круглые и квадратные. По архитектурно-художественным качествам среди обследованных минаретов есть архаичные по форме, а есть и законченные по композиции и удачные по пропорциям сооружения. Среди них, в первую очередь, можно выделить круглый в плане минарет в агульском ауле Рича и минареты в рутульских аулах Ихрек (круглый) и Шиназ (квадратный).

Но если ричинский минарет как бы венчает группу однотипных, характерных именно для агульской архитектуры минаретов (парапет на аркатурном поясе), то минареты в Ихреке и Шиназе это, так сказать, штучные шедевры, созданные профессиональными мастерами-строителями. Судя по всему, минареты в Дагестане рассматривались как самостоятель­ные архитектурные объекты. В надписях на камнях, как правило, отдельно сообщается о строительстве мечети и минарета.

Минарет был более сложным для возведения объектом и, скорей всего, его возводили специально приглашенные мастера-строители, специалисты именно в этом виде строительства. Кстати, нередко минареты в Южном Дагестане не пристраивали к мечети, а возводили как отдельно стоящее самостоятельное сооружение (минареты в Рича, в Джули и др.). Минарет в с. Шиназ является, бесспорно, выдающимся произведением архи­тектуры Южного Дагестана. Поражают, прежде всего, его размеры. Минарет стоит у подножия горы, на склоне которой расположен аул.

Поэтому минарет открыт для обозрения на всю высоту (более 22 метров) и на фоне расчлененной скученной застройки аула вырисовывается как крупная лаконичная форма. Минареты имели для аула не только функциональное и архитектурно­ композиционное значение, но и были своеобразным символом независимости аула. Причем символ этот имел вполне материальную форму — это был белый камень, венчавший купольную часть верхней башенки минарета.

Жители Шиназа рассказывали мне, что белый камень, согласно местному преданию, был увезен жителями аула, враждовавшего с Шиназом, но затем после победы над врагом шиназцы вернули его и вновь водворили на место. Подобное же предание записал в Рутуле Л.И. Лавров: «Сохранилось предание о кровопролитной борьбе Рутула с лезгинским селением Хрюк. Предание облеклось в легендарную форму борьбы за белый камень на верхушке минарета. Однажды, говорит оно, с минарета рутульской мечети хрюкцы украли белый камень и установили его на своем минарете. Рутульцы выкрали его назад, но хрюкцы снова его украли.

Так камень несколько раз переходил из рук в руки. Из-за него разгорелась война... Наконец, некий праведник во сне получил приказание от Аллаха помирить обе стороны. Этот человек сделал точную копию спорного камня и тайно поставил его на том минарете, на котором в тот момент камня не было. В результате война прекратилась. В настоящее время оба минарета, хрюкский и рутульский, имеют наверху по одинаковому белому камню, и никто не знает, который из двух камней был предметом вражды'.  

Последние новости

Все новости

Документы

Проекты правовых актов
Нормативные правовые акты
Административные регламенты, стандарты государственных услуг
Формы и образцы документов
Акты государственной историко-культурной экспертизы (Акты ГИКЭ), своды, заключения
Открытые данные
Порядок обжалования нормативных правовых актов
Судебные решения
Проекты и приказы об утверждении зон охраны объектов культурного наследия
Приказы Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан
Методические рекомендации Министерства культуры РФ
Зоны охраны (Постановления Правительства РД)
Справочник
Выявленные объекты культурного наследия, приказы, акты (об установлении историко-культурной ценности объекта)
Проекты, задания и разрешения по сохранению объектов культурного наследия
Информационные надписи и обозначения на объекты культурного наследия (проекты и согласования установки)
Приказы об утверждении границ территории и защитной зоны объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Дагестан
Показать