Мифология горцев в предметах быта
Мы уже писали об авторе книги «Старый аварский дом» и архитекторе здания аварского театра Г.Я.Мовчане. Периодически будем выкладывать интересные истории из его книги, касающиеся архитектуры, быта и даже мифологии горного Дагестана. Геннадий Яковлевич приводит рассказ о сосуде из дома Хадулал в Тидибе: «В 1963 г. в Тидибе старик Ахмет Хаду, последний житель дома фамилии Хадулал, подарил мне красивый деревянный сосуд. Подарок сопровождался рассказом: Раньше жили богатыри-великаны. Когда такой великан приходил по дружбе, ему давали этот кубок, наполнив его вином.
Держа его в левой руке, гость должен был выпить вино залпом». Сосуд велик. Его высота у ручки 23 см, длина с ручкой и носиком около 40 см, а емкость около пяти литров. Красивая его форма напоминает, по правде говоря, подойник, но рассказу я не смею не верить. Деревянная поверхность лощена до зеркального блеска. Резьбы нет, за исключением ручки, вырезанной вместе с сосудом из одного массива и с обеих сторон украшенной выпуклыми спиральками бараньих рогов, и – по тулову – двух тоненьких выпуклых резных ремешков, отмечающих фриз поверху и цоколь понизу.
По фризу ряд следов украшавших его ценных камней или бронзовых розеток. У слива и на ручке железные банные петли для подвески сосуда на нитяном шнуре или на кожаном ремешке. Дно ставное. Цвет сосуда черный». Помимо кувшина в подсобных помещениях у горцев лежало много разной утвари, предметов быта, которые в силу развития современных технологий были уже не нужны, но представляли большой интерес с точки зрения истории и этнографии. Однако сами горцы их не ценили, предпочитая предметы массового быта.
Например, очажная цепь, скомбинированная с люстрой и декоративной «короной», обнаруженная Мовчаном в доме Нухулова в Тидибе, и два светца, подаренные ему хозяевами, являются сложнейшими в ручной ковке изделиями. Разнообразие декоративных и технических приемов подтверждает очень высокий уровень древнейшей металлообработки в горах Дагестана. По отзывам специалистов, по совершенству исполнения, техническому мастерству они недостижимы для современного мастерства. Такие наступили времена.
Когда мы опомнились и поняли, какое богатство во всем этом заключается, дома, предметы, мастерство, в большинстве своем, канули в лету. Сегодня появились и ценители старины, а государство выделило заботу об охране объектов культурного наследия в отдельную сферу. И это, надеемся, принесет свои плоды.