Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:

Поиск по сайту

Агентство по охране культурного наследия Республики Дагестан      Дагнаследие
Агентство по охране культурного наследия Республики Дагестан Дагнаследие
Надпись из селения Ашты – памятник ранней исламской эпохи
30.01.2020
1 просмотров

Селение Ашты Дахадаевского района РД - старинное селение в высокогорном Дагестане, расположено на пологом склоне горы. Имеет южную ориентацию. Население говорит на кубачинском диалекте даргинского языка. Археологические материалы и топонимика селения свидетельствует, что территория Ашты была населена еще в эпоху раннего средневековья. В средние века селение Ашты входило в состав небольшого феодального владения Зирихгеран, расположенного в бассейне реки Уллучай.

В переводе с персидского Зирихгеран означает «бронники» («кольчужники»), так как основным занятием его жителей являлось производство оружия и защитного воинского снаряжения. Согласно преданиям, аштынцы были хорошими мастерами-оружейниками и специализировались на производстве такой сложной части средневекового вооружения, как шлемы. Этнически родственные аштынцам - кубачинцы специализировались на производстве кольчатых кольчуг и другого защитного снаряжения, а жители Амузги — высококачественного холодного оружия.

В новое время Ашты являлся политическим центром вольного общества Буркун-Дарго, куда также входили аулы Кунки, Худуц, Анклуг, Амух, Чирах, Цирхе. Первое письменное упоминание о селении Ашты мы находим в рукописной работе «Ма’алим ат-танзил», которое датируется 1227 годом. Рукопись переписал   «Мухаммед ал-К.к.н., сын Мамия, сына Сулеймана, сына Мусы, сына Умара, в медресе Хаджи - Мухаммеда-кади в селении Ашты». На территории сельского кладбища выявлены три изящных надмогильных стелы, датируемые ХIV- ХVI вв.

Памятники камнерезного искусства и эпиграфики, выявленные в Аштах, свидетельствуют, что в данном регионе работали профессиональные мастера резьбы по камню и переписчики арабских рукописных книг, которые создавали произведения высокого каллиграфического искусства. В науке известна так называемая «аштынская надпись», вмонтированная в стену северной стены старинной мечети. Сама мечеть построена в ХIV веке и неоднократно реставрировалась в последующие столетия. Впервые прорисовку этой надписи опубликовал кавказовед Л. И. Лавров в 1976 г.

Более качественную фотографию и перевод аштынской надписи опубликовал востоковед А. Р. Шихсаидов в 1084 г. Надпись довольно пространна, содержание ее исключительно богато. Надпись гласит: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного. Оживляет мечети Аллаха тот, кто уверовал в Аллаха и в последний день, выполнял молитву, давал очищение и не боялся никого, кроме Аллаха, - может быть, такие окажутся идущими верно. Сей мир подобен преходящей тени или проходящему облаку… или дню… Построил эту мечеть Б.з.р.

(вар.Б.з.ц.) шамхал, сын Т.з.(?) с разрешения войска для людей зерехгеранских, когда они перешли в ислам из неверия. Не будет от них [ни] хараджа, ни подношений яйцами. [Это было] по повелению эмира и его брата Бугдая – милость Аллаха над ним – Сардар (?) Нугая (Нукай), Малиджа, Ахмада, Ш.м.ш.д.г. (?) Йусуфа с разрешения кади Карима, сына Мухаммада. Не будет на них хараджа [впредь] навсегда. Написал это Хаджжи Умар при свидетельстве Али Л.г.ч и хатиба Идриса. И выделили мульк вместе с собой [и] Хаджжи Умару эти (?) мужчины и Назли (?) дочь Идриса в присутствии [других] мусульман».

Надпись выполнена почерком «ранний насх», сохранившего черты куфической графики. Если сопоставить сообщение аштынской надписи о начале распространения ислама среди жителей Зерехгирана с известием ал-Гарнати об отсутствии у них ислама в ХII в. и со свидетельством эпиграфических памятников о существовании у них в ХV в. мечетей и медресе, то палеографичекие соображения для отнесения аштынской надписи к ХIV в. окажутся более точными. Более того, дата принятия ислама в Кубачи надежно установлена (1306 г.), то следовательно, к рубежу ХIII-ХIV вв.

аштынскую надпись следует отнести к первому из известных ныне датируемых упоминаний о гази-кумухских шамхалах. В приведенной надписи шамхал фигурирует лишь как военный предводитель исламского похода на язычников зерехгеранцев (становится понятным, почему 90 лет спустя, полководец Тимур, упрекая гази-кумухцев за помощь «иноверной» Ушкудже, напоминал им с укором о том, что они были известны как газии). Не трудно также заметить, что власть шамхала ограничена лишь военным командованием – для постройки мечети он обязан испрашивать согласию у войска, т. е. у кумухских газиев.

Надпись сообщает и об активной роли шамхала в исламизации Зерехгерана: он строит в Аштах мечеть и освобождает местных жителей от хараджа после окончательного перехода их в ислам.

Последние новости

Все новости

Документы

Проекты правовых актов
Нормативные правовые акты
Административные регламенты, стандарты государственных услуг
Формы и образцы документов
Акты государственной историко-культурной экспертизы (Акты ГИКЭ), своды, заключения
Открытые данные
Порядок обжалования нормативных правовых актов
Судебные решения
Проекты и приказы об утверждении зон охраны объектов культурного наследия
Приказы Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан
Методические рекомендации Министерства культуры РФ
Зоны охраны (Постановления Правительства РД)
Справочник
Выявленные объекты культурного наследия, приказы, акты (об установлении историко-культурной ценности объекта)
Проекты, задания и разрешения по сохранению объектов культурного наследия
Информационные надписи и обозначения на объекты культурного наследия (проекты и согласования установки)
Приказы об утверждении границ территории и защитной зоны объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Дагестан
Показать