Памятник-обелиск Николаю Пирогову, отцу русской хирургии, впервые применившему эфирный наркоз в 1847 г. в Дагестане
На территории Республиканской клинической больницы в Махачкале стоит еще один памятник-обелиск великому хирургу - Николаю Ивановичу Пирогову, сделавшему в Дагестане свои самые значительные шаги, определившие развитие хирургии в мире. 8 июня 1847 г. в разгар Кавказской войны Пирогов выехал из Петербурга на тарантасе, взяв 30 масок собственного изобретения для дачи наркоза и 32 литра эфира в действующую русскую армию, что сражалась в горах Дагестана.
В июньскую 35-градусную жару, преодолев за 36 часов расстояние 80 км от Кизляра до реки Сулак, Пирогов с почестями был принят в штаб-квартире Нижнедрагунского полка, призванного защищать переправу через Сулак. Штаб-квартира располагалась на высоком берегу возле с. Нижний Чирюрт, и потому здесь останавливались известные личности России и из-за рубежа.
Спустя 3 года после Пирогова, в 1850 г., здесь устроили царский прием наследнику императорского трона, царевичу Александру Николаевичу, в 1858 г.- французскому романисту Александру Дюма-отцу, путешествующему по России, годом позже, в 1859, плененному имаму Шамилю, следующему в Петербург к императору для решения своей судьбы. Кстати, ровно через 27 лет (1874) после посещения Пироговым этих мест в семье офицера этого полка родится один из значительных и ярких величин отечественной хирургии А.В.Вишневский. В середине июля 1847 г.
Пирогов прибыл в главный лагерь русских войск, в Турчидаг, и через два дня с отрядом пехоты спустился с этой вершины под осажденный аул Салта. Пирогов пишет: «Я специально ездил в Салта, мне не верилось, что этот небольшой аул мог выдержать двухмесячный жесточайший штурм и осаду царской армии, которая покорила Наполеона». Под Салта эфированию подверглись 100 раненых. «Таким образом,- писал великий хирург,- возможность эфирования на поле сражения неоспоримо доказана, кончилась эра стонов и душераздирающих криков в операционных». Он осветил положительные и отрицательные стороны наркоза.