Сотрудники Дагнаследия провели плановую проверку Аварского музыкально-драматического театра
Сегодня, 2 марта, начальник отдела надзора, сохранения и использования объектов культурного наследия регионального значения Дагнаследия Абдулмажид Абашилов и консультант отдела Ислам Тагиров провели плановую проверку ГБУ «Аварский музыкально-драматический театр им. Г. Цадасы» - объекта культурного наследия регионального значения «Здание музыкально-драматического театра, в котором удачно совмещены элементы народной и современной архитектуры, арх. Г.Я. Мовчан». Предмет проверки – соблюдение законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия.
Сотрудники, в соответствии с регламентом Дагнаследия, провели осмотр и фотофиксацию состояния объекта культурного наследия, наличие согласованной с Агентством информационной надписи на памятнике, охраняемого государством. При проверке присутствовал директор театра Магомедрасул Магомедрасулов. Особенностью театра является соединение национальных элементов архитектуры аварского дома и современной классической структуры. Авторами проекта являются профессор Московского архитектурного института, доктор архитектуры Геннадий Мовчан совместно с В. Красильниковым и С. Галаджевой.
Геннадий Мовчан также является автором капитальной монографии о традиционном аварском зодчестве «Старый аварский дом», и не случайно основным композиционным акцентом здания Аварского театра он сделал перенесенный из разрушающегося аула монументальный резной деревянный столб. Перенесение этого столба в одно из главных общественных зданий столицы Дагестана, несомненно, должно было, по замыслу автора, не просто украсить интерьер театра, но и показать, какие художественные ценности разрушаются в горных аулах.
Сам Геннадий Яковлевич писал: «В третьем варианте (1956г.) я пытался показать тектоническую основу классического ордерного построения, сняв с его дочиста каноническую оболочку. Её место заняли некоторые дополнения (колонны второго плана, антериксы и пр.) из горской архитектуры Дагестана, в которую я к той поре погрузился… Чрезвычайно мощные внизу столбы так стремительно утончаются, что к своей вершине истаивают почти на нет, а сень крыши почти невесома.
Динамизм проник и в остальные части – в энергичный свес кровли углом, в несимметричные наружные лестницы, балконы, скошенные углы стен зрительного зала». Это действительно было слияние, соединение национальной архитектуры и модерна.