Стела на могиле Давудил Ахмеда как отражение исторических событий в Дагестане
Стела на могиле Давудил Ахмеда (Ахмада, сына Давуда), знаменоносце имама Шамиля (ХIХ век), как и многие надгробные памятники прошлых столетий, отражает исторические события в своей эпитафии. Каменная стела с резным орнаментом ранее была установлена на краю кладбища в специальной нише. Эпитафия на стеле гласит: «Мученик за веру Ахмад, сын Давуда. Да простит их обоих Всепрощающий! В 1267/1851 году был убит в бою с неверными на территории Хайдака, в селении Шиляги».
Как сообщает текст эпитафии на стеле Ахмада, сына Давуда, он был участником похода наиба Шамиля Бук-Мухаммада на Кайтаг и Табасаран в 1852 года. В работе летописца имама Мухаммада Тахира аль-Карахи «Блеск горских сабель в некоторых Шамилевских газаватах» этот поход описывается следующим образом: «Так как поток писем и посланцев из Кайтага и Табасарана не прекращался, а их жители уцепились за подол устаза Джамалуддина и последний в свою очередь проявил настойчивость по этому делу, то имам ответил Джамалуддину, сказав: «Истинно этот поход твой.
И то, что будет результатом его – твое детище, будь то мальчик или девочка». И он послал мухаджира, храбреца Бук-Мухаммеда Гази-Кумухского – наиба Мукар-ура с людьми из его наибства и мухаджиров Гази-Кумуха и Ахты. Они выступили числом около двухсот человек вначале зимы восьмого года и начали устанавливать среди жителей Кайтага и Табасарана свое управление и порядки, назначая наибов, кадиев и начальников сотен. Примерно через двадцать дней против них выступили войска русских вместе с множеством отступников из Баршлы, Даркама, Табасарана, Дербенда, Кура, Куба и Ахти.
Бук-Мухаммад со своими товарищами и те, кто имел с ними соглашение из людей той округи, укрепились в селении Шилахи в стороне Кайтага. Они преградили туда дороги и укрепили все проходы в селение. И вот как-то ранним утром, в день пятницы, враги проникли к ним из-за беспечности встречных, вышедших на битву против них, и защитников. Когда умножилось убиение, то уменьшилась численность товарищей Бук-Мухаммеда. Остались только около двухсот человек, засевших в пяти домах, и вновь запылал огонь битвы между ними и врагами.
Враги зажгли огонь своих пушек против домов, в которых находились товарищи Бук-Мухаммада до того, что большинство этих домов разрушили. Враги бросались на них в атаку множество раз, но товарищи Бук-Мухаммада косили их раз за разом. Враги поднимались на крыши их домов, но они сбрасывали их с помощи саблей и врукопашную. Враги бросали на них через окна огонь и приближались к ним так близко, что они даже ухватились через окно за одно ружье врагов, и враги были вынуждены силой тянуть это ружье от них.
Таким образом, они давали отпор врагу до тех пор, пока не наполнились их трупами занятые ими дворы и улицы. Когда наступила ночь, враги отступили от них и выставили караулы на всех дорогах и проходах в селении для того, чтобы сражаться с ними при их выходе. При выходе был ранен двумя пулями павший впоследствии смертью праведника храбрец Бук-Мухаммад. Его товарищи не могли его нести и оставили там в одном из тех домов, в которых они защищались. Враги нашли его живым и отправили в Дербенд с почтением и возвеличением. Там он умер и был с почетом похоронен на кладбище Кирхляр.
Да почтит его и нас Всевышний Аллах в раю. Там пали смертью праведников около двадцати товарищей Бук-Мухаммада и некоторые люди из тех вилаятов …». Эта и другие каменные стелы с арабскими надписями и красивым орнаментом, были установлены на краю сельских кладбищ в нишах и надмогильных сооружениях в Тидибе и Гентабе. В настоящее время по решению администраций этих сел стелы перенесены в одно место, реконструированы и восстановлены. Подготовил Ильяс Каяев