Здание Аварского театра в Махачкале – пример монументальности с элементами традиционного зодчества Дагестана
Здание Аварского музыкально-драматического театра им. Г. Цадасы на Родопском бульваре Махачкалы является одной из архитектурных достопримечательностей, украшающих город. Оно было построено в 1968 году по проекту советского архитектора Г.Я.Мовчана. Идеей автора было совместить элементы традиционной архитектуры с современными архитектурными решениями. Расположение здания выбрано очень удачно. Театр имеет величавый и монументальный вид. Внутри помещение отделано мозаичными фресками и другими аксессуарами, которые представляют декоративно-художественную ценность.
Геннадий Яковлевич Мовчан – профессор Московского Архитектурного института, почётный член Российской Академии архитектуры и строительных наук и Московского отделения Международной Академии архитектуры, доктор архитектуры. Автор проекта водного стадиона «Динамо» (1935), музыкально-драматического театра в Махачкале совместно с архитекторами В. Д. Красильниковым и С. X. Галаджевой. Он также является автором капитальной монографии о традиционном аварском зодчестве. Г. Я. Мовчан как архитектор и педагог исповедовал высокое духовное представление о зодчестве.
Его постройки исполнены художественности, героизированы, и не случайно основным композиционным акцентом здания Аварского театра он сделал перенесенный из разрушающегося аула монументальный резной деревянный столб. Перенесение этого столба в одно из главных общественных зданий столицы Дагестана, несомненно, должно было, по замыслу автора, не просто украсить интерьер театра, но и показать, какие художественные ценности гибнут в горных аулах. Мовчан приступил к написанию книги об аварском зодчестве и для более детального знакомства предпринял поездку в горы.
'Кавказская война горстки горцев против могущественного соседа', стремление увидеть, 'что могло сохраниться там от среды, воспитавшей ее героев', побудили его 'принять участие в экспедиции, направлявшейся именно в горы северного Дагестана... Первые же поездки дали настолько ошеломляющий результат, что... я не мог остановить начатого и продолжал изыскания по собственной уже инициативе'. А потом были десятилетия 'работы за чертежной доской и рабочим столом' ставшей поистине делом жизни Мастера.
После поездки в горы уже в начале 1960-х годов к интересу историка добавилась боль гражданина и деятеля культуры, который стал свидетелем не просто утраты, но подчас варварского уничтожения бесценного культурного наследия - вызывавших его восхищение и изучавшихся им жилых домов и поселений. 'Из сознания населения было выбито почитание жилища предков и заменено стыдом за него' (с. 510), - писал архитектор. И с талантливым архитектором нельзя не согласиться.
Возвращение уважительного отношения к наследию предков, соблюдение законодательства в сфере охраны бъектов культурного наследия сейчас еще более актуально, чем в годы написания его монографии.